spot_img
ДомойТехнологияЗа уникальные решения для АПК

За уникальные решения для АПК

-

Все больше предприятий агропромышленного комплекса (АПК) в России делают ставку на цифровые технологии – и для повышения эффективности бизнеса, и для создания новых точек роста. Кристина Романовская, полтора года назад ставшая генеральным директором ООО “Племенное хозяйство “Лазаревское” в Тульской области, рассказала в интервью главному редактору ComNews Леониду Конику о подходах в начатой ею цифровизации.

Когда вы задумались о такой вещи, как цифровые технологии и что вас к этому подтолкнуло?

Я всего год являюсь генеральным директором, а до этого работала здесь экономистом. У меня был немалый круг общения в Москве, я знала разные фирмы и уровень цифровизации предприятий других отраслей. Когда я приехала сюда и возглавила ПХ “Лазаревское”, то поняла, что здесь идет сильнейшее отставание от уровня цифровизации, который я привыкла видеть. Я понимаю, насколько это осложняет мне работу, ограничивает возможности бизнеса, и контролировать работу такого предприятия, вести учет в современном мире невозможно. Когда я пришла сюда, двери в мой кабинет не закрывались, и сотрудники приносили мне отчеты, написанные от руки печатными буквами. В этом нет их вины абсолютно, просто такой уровень развития технологий на селе. Но я со своей стороны понимала: мне так не подходит. 2021 год был очень тяжелый, потому что людям было нужно время, чтобы привыкнуть к работе по-новому.

Есть и еще одна проблема. Когда мы не могли добиться результата при переходе с программы “1С:Предприятие 7.7” на версию 8, компания-консультант объяснила это тем, что мы что-то не то делаем. Это явный непрофессионализм, и с этим консультантом мы расстались. И только недавно появилась фирма, которая просто настроила программный продукт 1С под наши задачи. Вот с такими людьми я готова работать – а не с теми, кто заявляет, что все было сделано неправильно, все существующее нужно разрушить и создать заново.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос о побудительных мотивах: основное, что меня сподвигло на применение цифровых технологий, – желание получить современный управленческий учет. А для этого нужно иметь базу данных, работать с большими данными, создать системы учета на рабочих местах. Требуется автоматизация управления и на производстве, и на мясокомбинате, и в растениеводческом подразделении. На ферме крупного рогатого скота у нас вообще ручной труд. Поначалу люди не хотели отказываться от привычного уклада, и масштабных инвестиций в “цифру” мы себе позволить не могли: агропромышленный бизнес – низкомаржинальный, лишних денег нет. Для предприятия критично, чтобы были машины, которые могут убирать урожай, чтобы мы соблюдали все требования Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Росприроднадзора. Что касается цифровизации – многим поначалу казалось, что можно и без этого обойтись.

Какие задачи, кроме учета, должны решать цифровые технологии?

Самое главное – это снижение себестоимости. Технологии являются инструментом интенсивного развития бизнеса. Все сейчас активно приобретают и арендуют земельные участки. А технологии дают возможность из кусочка земли или участка на сельхозпредприятии извлекать максимальное количество прибыли при минимальных затратах. Это сейчас единственный способ оптимизации и автоматизации труда, ведь людей на селе не хватает. Пока государство не начнет создавать условия жизни в селе такие же, как в городе, людей тут будет все меньше, меньше и меньше. Соответственно, наша цель – заменить ручной труд.

В России есть нацпрограмма “Цифровая экономика”, в которой перечислены так называемые сквозные технологии, которые применимы в любой отрасли. Рассуждаете ли вы в таких категориях? Видите ли вы применение этих технологий – от VR/AR до искусственного интеллекта – в сельском хозяйстве?

Все зависит от количества денежных средств. Конечно же, хочется все: эти технологии способны помочь и агрономам, и ветеринарам, и производству, и мне как руководителю. Я бы все внедрила: я вижу в этом прямой смысл и возможности для развития – но денег на все не хватает. Поэтому стратегия следующая: действуем по мере поступления проблем. При этом у нас есть одна глобальная цель – создание единой комплексной системы, которая могла бы опираться на единую систему данных. Искусственный интеллект – это очень крутая тема: мы уже изучаем такие решения, как специальные камеры с автоматическим взвешиванием животного и анализом его состояния (даже по кашлю). Конечно, это упрощает уход за животными, экономит время и людской труд, позволяет принять профилактические меры и предотвратить болезнь животного. Поэтому такие технологии очень нужны.

Вы говорите, что было бы здорово внедрить все технологии, но на это не хватает денег. С другой стороны, если каждая из технологий способна приносить деньги дополнительно или экономить затраты, то, вроде бы, вложения оправданны. Где правда?

Правда в том, что мало данные получить – их нужно уметь обрабатывать. А для этого необходимо сначала создать систему, которая позволит эти данные собирать, анализировать и давать результат, а потом уже под это подтягивать конкретные цифровые инструменты. И этот комплексный подход требует больше затрат.

Выступая на форуме Smart Agro 2021 в Москве, вы рассказали о первом этапе цифровизации ПХ “Лазаревское”, проведенном в 2020-2021 годах. В выступлении вы упомянули такие элементы проекта, как модернизация каналов связи и телеком-оборудования, построение мини-ЦОДа, развертывание гибридной серверной инфраструктуры на базе облачной платформы и обновление пользовательской инфраструктуры. Расскажите об этом подробнее.

Когда я пришла, у нас даже серверной не было. Я привлекла специалистов, которые отвечали моим требованиям, – это касается и сферы ИТ. У меня есть консультант, который помогает мне со всем этим разбираться. Он провел аудит и сделал вывод, что сохранение существующего положения дел попросту небезопасно. После этого мы сформулировали в ИТ так называемый гигиенический минимум, который стали целенаправленно реализовывать. Мы организовали серверную, обновили инженерные сети, компьютеры, программное обеспечение, в том числе купили много лицензионных программ. Теперь мы располагаем системами электронного документооборота и IP-телефонии, организовали облачное хранилище. Мы расширяемся: открыли офис в Туле, вскоре запустим удаленный торговый отдел, и все эти системы позволяют максимально эффективно организовать взаимодействие внутри предприятия.

Сейчас мы переходим с программы “КАМИН:Расчет заработной платы” на “1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП”, управленческий учет будем строить на базе программного продукта “АдептИС”. С нового года заработала программа “1C:Предприятие 8”, которая существенно расширяет наши возможности, и система “АгроСигнал”. Последнюю систему мы очень активно используем, в частности устанавливаем по всему предприятию автоматы по выдаче талонов – такого нигде нет. С помощью системы талонов “АгроСигнал” позволяет автоматически распределять зафиксированный вес между механизаторами, работавшими на одном комбайне, в соответствии с его объемом бункера и намолотом.

С внедрением всех этих систем и программных продуктов у нас возникло понимание, что никакой опасности больше нет, так как гигиенический минимум в ИТ мы обеспечили.

В каком облаке вы храните данные?

Это “Яндекс.Облако”.

Большие промышленные предприятия опасаются хранить данные в публичном облаке. Вы без боязни отдаете данные в облако?

У нас пока нет другого выхода. У нефтяников, например, много денег, и они могут позволить себе “закрывать” свои тревожности за счет строительства корпоративных дата-центров. Если бы были кейсы исчезновения или компрометации данных в публичных облаках, мы бы о них слышали, и это знание для меня – залог того, чтобы не тревожиться по этому поводу. Наш ИТ-специалист, который зарекомендовал себя как человек профессиональный, рекомендовал использовать публичное облако, и я ему доверяю.

Вы справедливо сказали, что цифровая трансформация начинается со сбора данных. Занимаетесь ли вы сейчас таким целенаправленным сбором данных и каких именно?

Пока возможности собирать все данные у нас нет. Я убеждена, что управлять предприятием на уровне бухгалтерской отчетности невозможно. Это неинформативные данные: они нужны скорее для того, чтобы сдавать налоговую отчетность, а не для руководителя. Соответственно, нам нужно вести и управленческий учет.

Конечно же, у нас есть все стандартные системы: движение денежных средств, НДС и бюджет мы составляем ежемесячно. Но мне этого мало: я бы хотела больше – построения вариантов развития событий, получения аналитики о том, где мы можем сэкономить, а где заработать. Это даст возможность быстрее реагировать на изменение цен, регуляторные новшества, новые возможности привлечения государственной поддержки и иные факторы, гибко менять стратегию, что в итоге позволит нам быть максимально эффективными.

Оперируете ли вы не только финансовыми, а и производственными данными, такими как динамика веса бычка или потребления корма?

Все эти данные у нас есть, и собираются они в ежедневном режиме. Они стекаются вручную в диспетчерскую, и диспетчер их вносит – в ручном режиме. Так что сбор производственных данных у нас ведется, но нет программы, которая бы их обрабатывала и выдавала аналитику. Такого программного продукта на рынке в принципе нет: его надо либо создавать своими силами, либо привлекать сторонних разработчиков.

Если говорить про цифровую трансформацию – у каждого предприятия на одну и ту же технологию свой взгляд. В зависимости от производственных и бизнес-процессов конкретного предприятия, для одного технология может быть полезной, а для другого – неприменимой.

Это правда. Вот, к примеру, у нас типична такая ситуация. Мы вырастили зерно, сделали из него комбикорм, скормили его своим животным, а из животного сделали колбасу и продали в магазин. Как здесь считать эффективность? Если рассчитывать ее по рыночным ценам, то мне выгоднее продать зерно на сторону: я же не могу его по 16 500 рублей за тонну себе продать. И тут возникает вроде бы упущенная выгода. И подробная, умная аналитика стала бы тут большим подспорьем, ведь от этого зависит зарплата людей. Такой аналитический продукт помог бы выстраивать прозрачные отношения с сотрудниками, которые четко бы осознавали, сколько они получат при определенных действиях.

А как вы видите дальнейшее развитие ситуации с такой аналитической системой? Будете ли вы своими силами пытаться что-то сделать или нанимать разработчика, который под вашим чутким руководством создаст подобную систему? Или все же поискать квазикоробочный продукт и настроить его под свои нужды?

Готового продукта, к сожалению, на рынке нет – хотя он бы, конечно, сэкономил нам время. Я бы хотела найти фирму-разработчика, которая поможет мне его создать. Сложность в том, что таких предприятий, как ПХ “Лазаревское” – полного цикла, – очень мало, а в Тульской области их больше точно нет.

Есть ли у вас практика обмена опытом применения технологий с коллегами из Тульской области или из других регионов?

Я бы с удовольствием это делала. Нам интересен практический опыт коллег, и мы готовы делиться своим – это экономит силы и время. Как-то к нам приезжали с идентичного предприятия из Смоленска и поделились информацией, как у них идет учет производства – на базе программы CloudFarm. А мы в ответ рассказали, как провели реконструкцию предприятия – включая щелевые полы и современную смывную канализацию. Я слышала об интересном свиноводческом предприятии из Курска, которое научилось оценивать эффективность работы на каждом участке.

Проблема в том, что таких предприятий, как мы, становится все меньше и меньше. В основном остаются или очень маленькие хозяйства, или большие холдинги, а их опыт для нас неприменим. Сегодняшняя конкуренция и ценовая политика заставляют нас думать о том, чтобы осовремениваться и оцифровываться. Гиганты уровня “Мираторга”, “Черкизово” или “Агроэко” имеют конкурентное преимущество в системе ухода за животными. А ведь даже воздух, которым дышат животные, влияет на привесы. И возможность модернизировать корпуса, реконструировать их, использовать современное оборудование позволяет минимизировать себестоимость и увеличить привесы.

В выступлении на Smart Agro 2021 вы обозначили проблему – низкую доступность связи, в том числе интернета, в сельской местности. Сколь значима эта проблема и как вы видите ее решение?

У нас 25 тысяч гектар земли, сотовых вышек там нет, связи нет. И реализовать систему “АгроСигнал” в таких условиях очень сложно. Установка вышек и базовых станций связана с дополнительными расходами, а это очень дорого. Решаем эту задачу по мере появления проблем и наличия денег. Это постоянный процесс. Сейчас с “Ростелекомом” работаем в этом направлении.

У “Ростелекома” есть программа подключения к интернету и сотовой связи населенных пунктов с количеством жителей от 100 до 500 человек.

А у нас во многих населенных пунктах и 100 жителей не наберется. До них нет нормальных дорог, там зачастую даже воды нет. В таких условиях жить никто не будет, поэтому и работать некому. Самая важная помощь, которую могло бы оказать государство, – создать комфортные условия для людей, чтобы они хотели тут жить. Интернет, вода, дороги, электричество, что еще надо? А этого нет. Вот в чем проблема.

В связи с тем, что людей трудно удерживать и заманивать в село, – верите ли вы в безлюдные технологии?

Верю, конечно. Скорее всего, так и будет в дальнейшем. Наверное, это правильно: ручной труд должны заменить машины.

В вашей презентации на Smart Agro 2021 я с удивлением встретил упоминание вертикальных ферм. Это модная тема в городах, где земля и недвижимость очень дороги, а места мало. Насколько это осмысленная вещь для сельской местности?

Это эффективно с точки зрения обслуживания. Да и земли уже реально не хватает: земельный ресурс является дорогостоящим и уменьшающимся. У меня агроном с производством буквально дерутся за каждый гектар. С точки зрения экономии земельных ресурсов, вертикальные фермы – это очень правильная тема.

Возможно, скоро позволить себе натуральную еду смогут только очень богатые люди. К этому все идет. Я спокойно отношусь к искусственному мясу, потому что понимаю, что нет развития сельского хозяйства с точки зрения цены продажи: доходы населения этого не позволяют. Так что вскоре будут предприятия, выпускающие дорогой натуральный продукт, и те, кто станет делать массовый продукт, белок в каком-то виде. Нам приятно выпускать то, что делается руками и является натуральным.

Про нехватку цифровых кадров говорят во всех отраслях, и самых богатых. В селе эта проблема явно стоит еще острее?

В селе таких специалистов вообще нет. И часто то или иное направление развивается потому, что есть определенный человек. Его уровень может не устраивать, но выбора нет, и все равно приходится его держать.

Не рассматриваете ли вы вариант заняться обучением нужных специалистов своими силами?

Это прекрасная идея. Но у нас нет профильных вузов, которые готовят айтишников для АПК. С теми кадрами, которые выходят из образовательных сельхозучреждений, вообще нельзя работать, особенно в ИТ. Они не понимают современных тенденций, а я хочу получить специалиста, который принесет что-то новое. Время очень сильно изменилось: сейчас нужно знать, какие новые технологии появляются, какие инструменты есть на рынке. Образовательная система в этом уже давно отстает, особенно в АПК. Я слышала, что на базе Российского государственного аграрного заочного университета (РГАЗУ), при участии Центра по изучению сельских территорий Минсельхоза, планируется сделать программу, чтобы готовить специалистов и повышать квалификацию кадров. Было бы классно, чтобы это сработало. Я готова в рабочее время направлять специалистов на повышение уровня квалификации.

Мы ездим в институты и колледжи, работаем со школами, чтобы привлечь новых сотрудников. Планируем заняться маркетингом в социальных сетях (SMM), снимать ролики о работе у нас. Раньше село было в почете, о нем фильмы снимались. И люди понимали, что и сюда можно поехать. Мы хотим возродить престиж работы на селе. У нас, к примеру, есть суперсовременные комбайны, которые стоят дороже, чем Bentley. Труд механизаторов сегодня является высокооплачиваемым, они работают в прекрасных условиях, но их нет: у меня нехватка механизаторов составляет 30%. Я не могу вовремя убрать урожай не из-за отсутствия техники – у меня людей не хватает!

Есть расхожая теория, что пандемия выгнала людей из городов в пригороды и дальше. Не доезжают до вас?

До нас – нет. Даже если приезжают, то не работать здесь. Все хотят работать удаленно на прежних местах, возможно, живя в провинции. Работать руками сейчас никто не хочет. Вроде бы, настал век автоматизации, но для того, чтобы управлять сложным агрегатом, нужно специальное образование. В итоге мы сталкиваемся с ситуацией, когда старых кадров не хватает, а новых еще нет. Мы почему перешли на 1С 8-й версии, а не на ERP? Да потому что с ERP-системой просто некому работать.

Есть разные взгляды на то, что такое цифровая трансформация. На мой взгляд, это применение уникальных технологий, которые позволяют отличаться от конкурентов. Как это видится вам: вы – за уникальные разработки или более-менее унифицированные решения?

Я – за уникальные решения. У каждого предприятия – свои требования, условия, разные корпуса, и важно учесть все нюансы. Поэтому цифровые платформы, скорее всего, будут едиными, а отдельные продукты для каждого предприятия будут своими. Унифицированные решения работать не будут, если только они не окажутся самообучающимися.

Мы в “ПХ “Лазаревское” в унифицированные системы не верим – ни в производстве, ни в ветеринарии, ни в строительстве, ни в растениеводстве. Даже систему кормления животных мы создали уникальную; организовали свою СТО. Хотя отчасти это объясняется не стремлением отличаться от конкурентов, а нехваткой денег. Фактически, мы не имеем права на ошибку, поэтому перед запуском каждого проекта мы очень внимательно изучаем предлагаемое решение, задаем кучу вопросов, проводим мозговые штурмы. Так что всех поставщиков и интеграторов мы пропускаем через очень серьезный фильтр и создаем уникальный продукт.

На форуме Smart Agro 2021 вы сетовали на то, что нет готовых решений. Но получается, что они вам и не нужны? Или хотелось бы получить некий конструктор, чтобы собрать нужное?

Именно: хотелось бы получить конструктор, но с большим возможностями. Чтобы учесть все наши потребности и специфические требования.

В России уже не первый год много говорится об импортозамещении. Есть ли такая задача у вас? Делите ли технологии – и в ИТ, и на производстве – на импортные и российские, или просто на хорошие и плохие?

Я была бы рада, если было бы что-то российское. У меня доверие к российскому ИТ абсолютное. Если какой-то продукт создан в РФ, он более оптимизирован под нас, и придется вносить в него меньше изменений. Поэтому я за российского производителя в ИТ и за импортозамещение. “ПХ “Лазаревское” готово даже быть площадкой для пилотирования новых отечественных разработок. Если мы увидим заинтересованную команду, то готовы вложиться в такой пилот финансово.

С точки зрения производства – тоже все можно делать внутри страны. Сейчас мы везем семена из-за границы, но это очень дорого. Мы хотим поставить свою семенную линию, не ради импортозамещения – просто это повысит эффективность и снизит себестоимость. Мы сможем и продавать семена всем желающим. Также мы планируем построить комбикормовый завод – также и для своих нужд, и для продажи продукции на сторону. Я строю управление бизнесом с точки зрения необходимости и видения возможностей: людских ресурсов, финансовых, технических, возможностей полей, зданий и сооружений. Заниматься тут чем-то нелогичным и оторванным от действительности невозможно в силу удаленности от городской инфраструктуры.

Похожие статьи

Последние сообщения