В ближайшие годы в России будет расти спрос на использование технологии виртуальных сим-карт eSIM для развития Интернета вещей (IoT), пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на мнение экспертов. В свою очередь, в потребительском сегменте спрос будет зависеть от степени проникновения технологии. Хотя зарубежные поставщики решений для eSIM покинули российский рынок, работоспособность локализованных систем сохранилась, но есть риск отключения. Поэтому растёт потребность в отечественных решениях.
Согласно прогнозу МТС по рынку Интернета вещей (IoT), к 2025 году 25 % всех устройств IoT в РФ будут подключены через виртуальные сим-карты — eSIM. В этом году эта доля составит лишь 7 %. В 2021 году объём рынка IoT в России составил 148,5 млрд руб. По прогнозу МТС, он будет расти в среднем на 12 % в год, достигнув 208,5 млрд руб. к 2026 году.
Технология eSIM будет в основном использоваться в умных счётчиках и устройствах IoT, а также подключённых автомобилях. В МТС отметили, что eSIM «ускоряет подключение устройств, снижает затраты на логистику и обслуживание».
В потребительском сегменте перспективы eSIM ограничены, считает источник «Коммерсанта» в одном из крупных операторов связи. По его словам, «абоненты, которые используют смартфоны с поддержкой eSIM, уже обменяли обычную сим-карту на виртуальную, далее проникновению eSIM в потребительском секторе может способствовать только замена старых устройств, которая идет небыстро». МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», Tele2 и работающие на сети последней виртуальные операторы (MVNO) предлагают виртуальные сим-карты с 2020 года.
Ранее операторы зачастую использовали для загрузки и хранения профилей абонентов eSIM решения иностранных компаний — Gemalto, Giesecke + Devrient, GigSky, Idemia, HPE, которые покинули российский рынок после начала событий на Украине. Эти решения локализованы в российских дата-центрах, но по словам источника ресурса, есть «риск отзыва корневого сертификата, без которого платформа работать не будет». По словам другого источника, этот риск существует только в том случае, если оператор связи пользуется зарубежным облачным решением.
В МТС сообщили «Коммерсанту», что сотрудничают «с одним из ведущих российских поставщиков», а профили абонентов хранятся в России. В Tele2 рассказали, что пользуются собственной платформой для генерации профилей для eSIM, в «ВымпелКоме» сотрудничают с «А1 Системс». В «МегаФоне» отметили, что, уход зарубежных поставщиков с рынка замедлит развитие технологии в России, хотя она имеет перспективы и в потребительском, и в бизнес-сегментах.
Коммерческий директор «А1 Системс» Дмитрий Галанин отметил рост интереса к решению компании: «За первое полугодие мы установили в четыре раза больше профилей, чем за тот же период прошлого года». Он рассказал, что основной риск использования зарубежной платформы заключается во внезапном расторжении договора. Для M2M/IoT это означает потерю возможности управлять профилями. Хотя устройство от сети не отключится, этот канал дистрибуции на время перестанет работать и понадобится время на подключение к альтернативному поставщику, перенастройку бизнес-процессов.
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.