Данные предоставленные редакции LIVE24 различными аналитическими платформами, подтверждают значительное изменение потребительского поведения россиян в сфере продовольственных товаров. Ситуация, однако, неравномерная по регионам.
Например, среди городов-миллионников наиболее заметный рост среднего чека зафиксирован в Казани (+12%), Челябинске (+11%) и Перми (+11%), что свидетельствует о влиянии как общероссийских трендов, так и региональных факторов.
Разногласия экспертов по поводу причин этого явления заставляют более детально изучить ситуацию. Аналитики связывают одновременный рост среднего чека и число покупок с повышением реальных располагаемых доходов населения.
Действительно, по данным Росстата, в период с июля по сентябрь реальные денежные доходы на душу населения составили 61,2 тыс. рублей, что на 18,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Этот показатель, превышающий уровень инфляции (8,62% в годовом исчислении по данным Росстата на сентябрь), указывает на реальный рост покупательной способности.
Рост примерно на 10% мог бы, теоретически, объяснить увеличение потребления продуктов питания. Однако, такое объяснение не является исчерпывающим. Несмотря на то, что столь значительный рост реальных доходов наблюдался в России последний раз около 20 лет назад, некоторые эксперты выделяют инфляцию в качестве основного фактора. Они указывают на неравномерное распределение инфляции по различным категориям продуктов.
pixabay.com
Цены на некоторые продукты, например, импортные сыры, овощи и фрукты вне сезона, или товары с высокой добавленной стоимостью, могли увеличиться гораздо значительнее, чем средний показатель инфляции. Это привело к росту среднего чека даже при сохранении прежнего количества приобретаемых товаров. Более того, следует учесть изменение потребительского поведения.
Возможно, россияне стали покупать более качественные и дорогие продукты, отказываясь от более дешевых аналогов. Фактор сезонности также играет свою роль: в осенний период увеличивается потребление некоторых продуктов, что влияет на средний чек. На рост среднего чека также могли повлиять акции и скидки, которые магазины предлагают на определенные товары, стимулируя потребителей к более крупным покупкам.
Следует также рассматривать влияние различных маркетинговых стратегий, ценовых войн между сетями и увеличение доли онлайн-продаж продуктов, где средний чек может отличаться от традиционных магазинов. Кроме того, нельзя исключить влияние геополитической ситуации и изменения структуры потребления.
Санкции и ограничения на импорт привели к подорожанию некоторых товаров, что также могло повлиять на средний чек. Возможно, россияне стали чаще покупать более дорогие продукты, чтобы компенсировать ограниченный выбор товаров. Анализ структуры потребления показывает изменение долей различных категорий продуктов в общем объеме покупок, что косвенно подтверждает изменение потребительских предпочтений.
Рост среднего чека в продуктовых магазинах – это многофакторное явление, которое невозможно объяснить только одним фактором. Сочетание повышения реальных доходов, инфляции, изменения потребительских предпочтений, сезонных колебаний, геополитических факторов и маркетинговых стратегий привело к наблюдаемой динамике.
Ранее LIVE24 сообщало, как использовать инфляцию в своих интересах: долги и кредиты.